Фильм и реалии “12 лет рабства”

Интересный факт:
рабство в России отменили в 1861 г.,
в США в 1865 г., в ОАЭ в 1963!
Но тем не менее с ним
до сих пор борются во всем мире.

Посмотрел вчера фильм “12 лет рабства”, снятый по автобиографической книге Соломона Нортапа (которую кстати можно купить на Амазоне)- свободно рожденного папуаса из Саратога Спрингс, округ Нью-Йорк, которого в 1841 году, в возрасте 33 лет, похитили во время деловой поездки в Вашингтон, переправили в Новый Орлеан, где и продали с рабского аукциона на плантации в Луизиане, на которых он проработал 12 лет, судорожно ища возможность сообщить родственникам о своей судьбе, с тем чтобы они предоставили документы о том, что он является свободных гражданином.

Фильм весьма жесткий, с крайне реалистичными сценами физических наказаний в виде порки кнутом или избиений, так что вызывает весьма смешанные эмоции. Надо заметить, что буквально за пару дней до этого я смотрел “Джанго”, где тоже пендалировалась тем бедных, забитых негров. Но учитывая, что в свое время я читал мнения современников “Хижины дяди Тома” о том, что жесть в книге преувеличена, то фильм больше смахивает на сильную заяву на Оскар, особенно в ключе актерского состава и действительно сильной игры всех, начиная от звезд уровня Майкла Фасбиндера, Бенедикта Камбербэтч или Брэда Питта и заканчивая совершенно не известной для меня Люпита Нионго. Все образы великолепно прописаны и игра конечно на высоте, что гасит какие то недомолвки истории, которая иногда из связного повествования превращается в какое то унылое бубнение, возможно из-за того, что сценарий несколько отличается от реальной истории Соломона Нортапа, изложенной им в книге.

Так что ниже я поведаю биографическую версию, а потом вернусь снова к хижинам дяди Тома: кстати, одна из немногих книг в моей жизни, которую я не смог осилить.

Сам Нортап был скрипачом, игравшим в нескольких известных отелях в Саратоге, попутно работая плотником на строительстве железной дороги и  канала Чамплейн. В 1841 с ним познакомились два человека, представившихся как Мерил Браун и Абрам Хамильтон, предложивших ему поучаствовать в цирковых гастролях в Вашингтоне, который в то время являлся крупнейшим рынком рабов ибо относился к территории, где рабство было легализовано. После серии выступлений, они накачали его наркотой и запродали Джеймсу Барчу – торговцу рабами из Вашингтона, который в течении нескольких дней, вместе с надзирателем Эбинезом Радбёрном, выбивал из него осознание того что он свободнорожденный. Сами они обвиняли его в том, что Соломон Нортапа на самом деле беглый раб из Джорджии, и отправили его вместе с несколькими другими рабами, в партнеру Барча в Новый Орлеан. По пути до Нового Ореана, Соломон и другие рабы на пароходе переболели оспой.

При этом в путешествии Соломон уговорил английского моряка Джона Маннинга отправить письмо своему другу, юристу Генри Нортапу о том, что он похищен работорговцами. Однофамильцами они были из-за того, что отец Соломона изначально был рабом в семье Генри Нортапа и по закону носил их фамилию. Надо заметить, что в 1840 году в Нью-Йорке был принят закон защищавший свободу нигеров севера, даже в случае их похищения и вывоза из штатов. К сожалению Генри Нортоп длительное время ничего не мог сделать, не смотря на предпринимаемые попытки, так как след Соломона затерялся в Новом Орлеане, где он, под именем Платт, был продан работорговцем Теофилом Фриманом на небольшую плантацию в Северной Луизиане, которой владел баптистский священник Уильям Форд. Священник был добрым хозяином, тем более как пишут во всяких исторических доках- наиболее мягкосердечными хозяевами были как раз владельцы небольших плантаций, работавшие вместе с рабами, а не отдававшими плантацию на откуп управляющим и надсмоторщикам.

Соломон вместе с другими рабами занимался вырубкой леса, а также строили текстильное производство, где Платт смог проявить свои умения, чем еще более расположил к себе хозяина и без того лояльно относившегося к собственным рабам. Но зимой 1842 года Форд, под гнетом финансовых затруднений, был вынужден продать Соломона и 17 других рабов, чтобы погасить долги.

Соломона он продал Джону Тибату, плотнику, в свою очередь, работавшему на мельнице Форда. Поскольку у Тибата не было денег оплатить полную стоимость раба (Форд купил Платта за $900), то по договору он уплатил Форду $400 за раба, но тот при этом оставался во владении прежнего хозяина, до выплаты оставшихся $400. Так как Тибат был психически неуравновешенным человеком, то почувствовав в Соломоне конкурента по ремесленническим делам, он пытался его всячески устранить, так что в результате одного из конфликтов дело дошло до линчевания. Но в процесс вписался фордовский надсмоторщик Чапин, пригрозив Тибату арестом, в связи с тем что Соломон юридически принадлежал прежнему владельцу.

После этого Тибат попытался напасть на Соломона с топором, но том сбежал от него обратно на плантацию доброго хозяина Форда, который заколебавшись вписываться за негра, чтобы уладить конфликт сплавил Платта – Соломона человеку, занимавшемуся расчисткой леса под хлопковые поля. Но через 5 недель его, в итоге, продали Эдвину Эпсу, у которого он и провел 10 лет, вплоть до 1853 года.

Эпс был уже совсем невменько и помимо частых физических наказаний для рабов, по принципу “было бы за что – убил”, также их наказывал за недосдачу норм по итогам рабочего дня, заключавшегося в сборе хлопка. Тут надо заметить, что некоторые южные плантаторы практиковали денежные премии ниграм за выполненные нормы (в районе $1), так что у них на плантациях человек в день делал по 500 фунтов, тогда как униженные и угнетенные папуасы соседей собирали 250-300. Помимо этого Эпс на постоянной основе сексуально угнетал молодую рабыню Пэтси.

В 1852 году на ферму Эпса прибыл вольнонаемный канадец Самюэль Басс, которого Соломон и посвятил в своё происхождение, так как слышал его аболиционистские (движение за отмену рабства, основателями которого являлись квакеры) споры с Эпсом. На основе письма Соломона сам Басс написал несколько писем друзьям Соломона Нортапа с описанием где и как его можно найти. Учитывая, что пособство рабам в бегстве и освобождении было опасно даже для белых, то Самюэль  Басс не указывал в  письмах себя.

Генри Нортап в свою очередь связался с губернатором Нью-Йорка Вашингтон Хантом, который уже вышел на сенатора Пьера Соле и администрацию Луизианы. И не смотря на угрозы Эпса в адрес Платта и его неизвестного осведомителя, в 1853 году Соломон Нортап обрел свободу.

После освобождения он подал в суд на работорговцев, но проиграл в суде, так как по местным законам Вашингтона черный не мог свидетельствовать против белых, а без его показаний их признали невиновными. Попытка разобраться с псевдоциркачами, волею случая опознанными и арестованными, также не увенчалась успехом, так как их адвокаты оспорили, что преступление было совершено в Нью-Йорке, где Нортоп мог свидетельствовать, и перенесли его в Вашингтон, на который юрисдикция суда Нью-Йорка не распространялась.

В 1853 же году, Соломон Нортап опубликовал книгу “12 лет рабства” которую написал за три месяца и практически следом за известным романом Гарриет Бичер-Стоу, годом ранее ставшего бестселлером, “Хижина дяди Тома”. Но к сожалению роман Соломана Нотропа не получил такую популярность, возможно из-за того, что книга была написана при содействии белого писателя Дэвида Уилсона и стилистически находится под его влиянием.

Тема рабства конечно страшная вещь, когда одна категория людей, по каким то надуманным причинам, полагает что может творить с другой категорией все что хочет. Хотя конечно ситуация с угнетение Пэтси мне, в принципе, импонирует ))

Так вот- по заявления современников написания “Хижины дяди Тома”- истязания и умерщвление рабов были единичными случаями, ибо его стоимость служила самой лучшей защитой, так как южные плантаторы были в основном бизнесменами и в Южных Штатах выпускались книги и специализированные журналы, как лучше заботиться, кормить и управлять рабами, для получения максимальной прибыли. Учитывая что раб стоил на момент написания обеих книг около $1000 (на современные деньги как хорошая машина), то в пересчете на добываемые им ресурсы- будь то хлопок или сахарный тростник, его стоимость была слишком огромна, чтобы просто его истязать. Тем более, что физические наказания выбивали работника из колеи, так что плантатор банально терял деньги. Кстати, экономисты XIX века вывели тождество, при котором повышения стоимости фунта хлопка на фунт, взвинчивало стоимость раба на $100. Тем более что после запрета 1807 года на ввоз рабов в Америку, рынок превратился в замкнутый и на нем торговались либо потомки, либо выкраденные негры с Севера, так что средняя цена на раба начала века в $300, к началу Гражданской войны в США, в 1861 году, выросла до $1900.

Другое дело, что беглых или восставших, казнили безжалостно и на месте, ибо боялись бунтов, которые случались с завидным постоянством, но тем не менее просто непокорных старались сбыть подальше на юг, где находились в основном большие плантации и там они угнетались уже либо управляющими, которые действительно могли халатно относиться к собственности хозяина, или же совсем чеканутыми плантаторами. Надо заметить, что в южных штатах, тем не менее было около 4 тысяч черных плантаторов, выкупивших себе свободу и ставших такими же рабовладельцами.

На счет стоимости раба, приведу примерные цены середины XIX века, что удалось нарыть в интернетах, для того чтобы можно было оценить стоимость раба в США. и покупательскую способность доллара в 19 веке. Напомню, что за Соломона Нортапа отдали порядка $900.

Бутылка портвейна $0,11 (1847 г.)
Пианино $195 (1847 г.)
Визит врача $2 (1852 г.)
Новый дом в Бруклине, Нью-Йорк $2500 (1853 г.)
10 фунтов сахара $0,20 (1822 г.)
Один акр (4046,86 м2) земельного участка стоил от $1.5 до 2,25  (в 1854 году в билле о гомстедах минимальную цену подняли до $5, но ценник не нашел радостного отклика в черствых сердцах жадных фермеров)
Бушель (35,2 литра) картофеля $0,12 (1829 г.)
Фарфоровый сервиз $8,00 (1828 г.)
Корова $12,00 (1829 г.)
Фунт кофе $0,80
Карабин Холла $17.50 (1847 г.)
Дульнозарядная винтовка образца 1841 г. $12 (1847 г.)

$1 в 1850 году примерно соответствовал $28,30 в наши дни, хотя если оценивать в золоте, то и того больше, так как 1$ составлял порядка 1.5 грамм золота, то есть порядка 70$. Хотя вот эти два кошерных калькулятора говорят о несколько других тождествах: калькулятор раз, калькулятор два-с.

И напоследок песенка, на тему рабства, взятая из “Джанго”. И хоть она повествует о тяжелой жизни раба, но её вполне можно применить и к нашему времени. Хотя нас конечно и не порют и живем мы лучше чем харатины в Мавритании. Ах, вы не знали что в XIX веке на планете еще вполне официально существует рабство? Ну тогда добро пожаловать в Мавританию, где около 20% населения находятся в рабстве, не смотря на то, что его уже дважды отменяли официальными указами: в 1981 года и повторно в 2007 годах.

VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 0.0/10 (0 votes cast)
VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 0 (from 0 votes)

4 thoughts on “Фильм и реалии “12 лет рабства”

  1. НИ где НЕТ В ПРОЖЕ ЭТОЙ КНИГИ НА РУССКОМ!
    возможно её еще не перевели?

    Reply

    Добрый Дядя Reply:

    на русском нет, но думаю что должна появиться в скором времени

    Reply

    VN:F [1.9.22_1171]
    Rating: 0.0/5 (0 votes cast)
    VN:F [1.9.22_1171]
    Rating: 0 (from 0 votes)
  2. Чтоб тебя так угнетали , как Пэтси . Больной ублюдок

    Reply

    Добрый Дядя Reply:

    Смотрю Дашика сильно тронули сексуальные похождения чернокожей рабыни? не переживай девочка – сейчас уже никто не скажет, было это на самом деле или мы лишь читаем эротические фантазии Соломона Нортапа.

    А то у маркиза де Сада тоже содом и гоморра в произведениях, а он максимум на что сподобился – передознул шлюх шпанскими мушками.

    Reply

    VN:F [1.9.22_1171]
    Rating: 0.0/5 (0 votes cast)
    VN:F [1.9.22_1171]
    Rating: 0 (from 0 votes)

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>