Заметки об Албании

Албания довольно странная страна, со своим необычным колоритом. Откровенного говоря, вся та информация об Албании, что мы видели в инетах и различных гайдах- на поверку оказалась какой то чепухой, вызванной либо тем фактом, что гайд писали не особо знающие люди, либо тем, что это был взгляд избалованного благами цивилизации человека из Западной Европы или США.

Для русских же Албания служила лишним поводом вспомнить нашу обожаемую родину и провести параллель между нашей страной и Албанией, ибо в обоих странах есть много вещей не поддающихся объяснению со стороны логики. Более того, побывав в Албании, я понял что единственно с чем можно сравнить российский сервис – это албанский вариант, так как и там и там: никто ни за что не отвечает и всем на все пох (по-албански кстати пох- означает ДА, а башкой при этом албанцы трясут как и болгары, что нас значит НЕТ); никто ничего не знает или не может объяснить, так как никто не знает английского; о том чтобы пропустить пешехода не может быть и речи, так что улицу надо пересекать ровно по-московским традициям, четко убедившись что какой то блатной крестьянин не поворачивает через две сплошных на своем мерседесе; из разных мест города ходят тарантайки по принципу наших хачмобилей и газелей, стартующих в область от конечных станций метро.

Вообще путешествие в Албанию было этаким развенчанием мифов и слухов, коими полнится как бургонет, так и рунет. Собственно когда я ехал в Албанию, я думал что это мусульманская страна, живущая в полной нищете, так как Албания является самой бедной европейской страной. Черта-с два. Такого количества элитных внедорожников и спорт-каров, что мы видели в Албании, хватит на пол-Москвы. Не говоря про тех, кто катается на Мерседесах, так как доступная инфа гласит, что Албания является местом куда попадают мерседесы после смерти, но разбитых тарантаек оказалось крайне мало. Относительно мусульманства тоже самое- девушки в Тиране носят такие декольте и мини, что Македония и Сербия нервно курят. За все пребывание в Албании мы может видели бородатых и женщин в платках- всего несколько раз и то не далеко от мечетей. В этом плане получилось довольно забавно в Шкодере, так как мы сняли гостиницу напротив мечети и православного храма, так что заселившись и глянув в окно, поняли что спать нам не придется так утро начнется в пять утра со стандартного блеяния, но муэдзин пропел только в 8 вечера, а в 6 утра нас разбудил перезвон православных бубенцов. Так что видимо мусульман в стране не особо много и их не жалуют.

Также я бы не сказал, что существует реальная опасность ограбления или каких то криминальных проблем в Албании, хотя конечно разговорник по-албанскому языку изобиловал фразами “куда вы меня тащите”, “меня изнасиловали”, “срочно звоните в полицию”. Видимо ситуация в Албании похожа на российские реалии- вероятность нападения есть в любом случае, но не так что тебя среди бела дня похитят и разберут на органы. Более того, в Тиране по улицам курсирует огромное количество полицейских, причем в любое время суток, так что после 2 ночи на улице большая часть народа была патрулями. Кстати за все время нашего пребывания на Балканах, первый раз проституток я увидел именно в Тиране, недалеко от центральной площади, хотя можно было бы предположить что они должны где то обретаться в туристических странах. Несколько раз нам орали вслед какие то чучмеки, но каждый раз когда они видели что нас трое или мы просто останавливались и ждали их, они, не смотря что их было больше в 2-3 раза, как то сразу затыкались.

Единственная реальная опасность, существующая в Албании- это транспорт. Во-первых электрички из себя представляют поезд судьбы, садясь в который ты точно не знаешь- не схлопочешь ли ты по голове камнем или разбитым стеклом, так как у албанских детей кидание камней в проходящие поезда, судя по всему,является национальным спортом. Мы видели несколько поездов, и они представляют из себя весьма удручающее зрелище, так как чуть более чем все окна разбиты, или отсутствуют напрочь. Так что транспорт, где водила может выйти и вломить люлей, вопреки ювенальной юриспруденции, в этом плане являются более безопасным способом перемещения по стране. Передвигаться по стране можно либо автобусами, либо так называемыми фургонами. Есть также такси, но они дороже в несколько раз, хотя если найти так называемое шаред такси, то есть куда набивается 4-5 человек, то выйдет по стоимости почти как фургон. Фургон, не смотря на рисующуюся в воображении картины повозки с осликом, представляет из себя аналог российской маршрутки, чья навороченность напрямую зависит от водителя, ибо это может быть как комфортабельный мини-автобус, так и раздобанная шахидка в совсем хачевском варианте, с дополнительными сидухами в виде топчанов по всему салону и между двумя передними креслами. Ездят фургоны с рандомных мест в городе, причем судя по информации, эти места эпизодически меняются, так что надо справляться на сайте или у людей откуда они уходят сегодня. Также, если вы знаете направление, то можно стоять на обочине, скажем на выезде из города, и дожидаться машины, так как что фургоны, что шаред-такси катятся по дороге покрикивая в окно: “Дюрес, Дюрес!!”, и дальше вы тормозите их и начинаете выяснять цены. Цена как я понял рандомная и зависит от благодушности водилы, например из Тираны до Влореса нас довезли за 700 лиек с носа, от Влореса до Дюреса за 600, от Дюреса до Тираны за 250, от Тираны до Шкодера щаред-такси нам обошлась в 500 лиек. К водилам надо присматриваться, так как судя по кафешкам около остановок- они сидят в них и дрынчат кто во что горазд: кто то кофиек, а кто то ракию или пиво. Лучший вариант пошакалить на тему фургона сначала вокруг стоянки, ибо наиболее хитрожопые подлавливают народ на подходах и стараются быстро отвалить, так как судя по общению водил друг с другом, при наличии калашей, все бы не ограничивалось только бранью в адрес более удачливых, так как водилы рвут клиентов друг у друга из машины. Но при этом если вы путешествуете один, то садиться в пустую шахидку не стоит, так как вы будете ждать еще хотя бы 2-3 человек, тогда как сев втроем, мы в течении 10 минут ждали пока водила наорется, после чего начинали прессенговать- типо ща свалим, так что давай поехали. Все направления по стране проходят через Тирану, так что например рассказы туземцев о том, что из Дюреса можно поймать фургон до Шкодера- ложь-пиздежь и провокация, так как не смотря на то что эта инфа даже присутствует в официальном албанском гиде- это не соответствует действительности, так как машина из Тираны даже не доходит до Дюреса, а сворачивает на север гораздо раньше.

Вообще албанские советы это отдельная песня, так как им совершенно не стоит доверять, ибо все из того что нам так или иначе говорили- было не правильно, начиная от советов людей из соседнего города, так и заканчивая инфой из туристического бюро Шкодера, где нам поведали что мы легко можем взять автобус или такси оттуда где автобус бывает раз в полдня; а также что автобус в Черногорию отходит в 16 часов, но мы подтянулись на остановку в 15:35 и от водилы узнали что он отъезжает в 15:45, при том что следующий автобус был только на следующий день.

Дороги в Албании, на удивление, оказались очень приличными. Как я писал- покрытие на автобанах в разы лучше чем на Ленинградке или в САО Москвы. Но тут надо заметить, что стыки дорог ужасающие и сделаны так, что если влететь на скорости, то реально можно оставить подвеску. К тому же всюду заметно албанское рас3.14дяйство, так как по середине дороги может находиться провал, в котором даже грузовик может оставить колесо, а на тротуаре быть открытым колодец со сточными водами, так что считать ворон настоятельно не рекомендую. Причем прогресс с дорогами на лицо, поскольку албанский диктатор  Энвер Ходжа в свое время пытался превратить Албанию в линию Монергейма, наклепав порядка 750к бункеров и ДОТ’ов по всей стране, так что все строительные материалы пошли на сооружение этих ублюдочных памятников социализму и дороги так и оставались наиболее пригодными для осликов, вплоть до начала 21 века. И только сейчас албанцы начинают активно строиться, как в плане дорог, так и жилья. Но бункеры, как я уже писал в основном посту, так и остаются памятниками, которыми усыпаны не только приграничные склоны, но и сады и огороды албанцев.

Вообще Албания была бы наверное самой дешевой из всех посещенных стран, если бы не албанская псевдо-хотрожопость, по которой фаранга пытаются поиметь всюду. Например в клубах, где навалом тусуется местных, когда мы начинали говорить по английски, цена на пиво ровнялась 4 евро, при том что я искренне сомневаюсь в том, что местные стали бы пить пиво по таким ценам, так как средний ценник на пиво в кабаке или баре- около евро. К тому же бармены начинали вешать про то, что у них нет меню или хотя бы дринк листа. Хотя конечно атмосфера в албанских клубах наиболее расслабленная чем где либо, так как атмосфера походит на “голодную утку” классических времен, когда девицы сидящие у бара хватают тебя за задницу или вешаются из танца к тебе изначально не относившегося. В кабаках практиковалась тема, что в счете цены на блюда были выше указанных в меню, причем на твое ватафакап тебе начинали рассказывать о том, что в английском меню стоят старые цены и тебе могут дать меню на албанском. Но тем не менее когда я несколько раз пытался взять рандомное меню на албанском, у меня мгновенно выхватывали его из рук, суя взамен английское. В любой нормальной стране я бы спокойно послал на йух, но в Албании это было проблематично, так как никто толком не говорит на английском, так что даже твой посыл не будет понят.

Вообще за время пребывания в Албании, не считая Шкодера, мы встретили всего 3-4 человек кто сносно говорил по английски, из них один до этого 10 лет проработал в Майми в пляжном баре. Так что объясниться было весьма проблематично, тем более что албанцы, по странной традиции, при объявлении цены в лиеках отбрасывают нули, так что 35 евро равняются 35 лиекам, хотя это подразумевается сумма в 3500. Кстати еще одна математическая особенность Албании, которая в этот раз может служить на пользу туристу: если вам говорят цену в евро, спрашивайте её в лиеках, так как в большинстве случаев албанцы считают 1 к 100, тогда как официальный курс составляет 1 к 120.

В связи с проблемами перевода и особенностью албанских советов нас очень сильно выручил маговский GPS в его новеньком Android’е. Поскольку мы всегда имели под рукой подробную карту и интернет. Кстати интернет тоже стоит иметь, хотя бы для того чтобы посмотреть расписание шахидок из Тираны, так как они постоянно меняются. Мы взяли карточку Vodafon, стоимостью в 680 лиеков и в довесок пакет интернета на 250Mb стоимостью в 300 лиек, так что за все про все мы отдали около 285 рублей, и ни разу об этом не пожалели, так как в отличии от горячо любимой Родины интернет есть почти всюду, если не в варианте 3G, то GPRS. Для сравнения, как только мы отъехали от Домодедово на Аэроэкспрессе, интернет, да и мобильная связь тоже, на Мегафоне у меня умерли.
На счет поиска жилья- если вы в крупных городах не озадачились заранее, то надо либо искать отель и узнавать ценник там, либо же идти на центральную остановку фургонов, так как около них пасутся владельцы апартаментов, которых можно определить по связке ключей, которые они крутят на пальце, стоя на обочине дороги. Ну или же делать ход лошадью и топать сразу к таксистам, у них тоже окажется какой нить вася у которого брат жены соседа по комнате сдает апартаменты. Ценник естественно не должен быть выше 10-12 евро за койку. Искать владельцев апартаментов около домов бессмысленное занятие, так как там пусто, а офисов занимающихся управлением апартаментами, что можно было бы ожидать в 6-7 этажных зданиях, там тоже нет.

В любом городе вся жизнь сосредоточена около казино, коих довольно много. Около кази обычно имеется несколько не плохих пивняков, где можно попить вкусного и дешевого пива. Правда из казино в ночи начинают выползать какие то чудища совершенно непотребного вида, но к прохожим вроде не цепляются, так что сидишь словно в террариуме, пока миом тебя проползают, словно обдолбанные, игроки в трениках.
Кстати не надо думать что вас никто не понимает, возрастные албанцы все учили в школе русский и какие то слова улавливают, хотя это конечно забавно поскольку со среднестатистическим албанцем можно спокойно говорить по русски или английски, так как он все равно не фига не понимает, поэтому надо дополнять все жестами. Но ближе к северу начинают случаться казусы, поскольку в Шкодере например, по-английски говорят даже продавщицы в магазинах. Причем говорят очень хорошо, и в большинстве своем на билингве, так как благодаря присутствию итальянцев их язык тоже является ходовым. На юге страны, во Влера по крайней мере, чаще кстати понимают итальянский. Кстати если в вашу торговлю с продавцом или водилой маршрутки влезает какой то переводчик, то шлите лесом, ибо цена чудесным образом увеличивается на 5-10%, видимо комиссионных умника.
Интересная тема оказалась с языком, так как по пути из Македонии мы изучали албанский словарик и разговорник, и это подарило нам море положительных эмоций, поскольку это было совершенно не произносимо и фразы состояли из каких то каркающе-харкающих звуков, различить которые не представлялось возможным. Да и как можно произнести слово в котором подряд идут три-четыре согласные? Так что мы представляли себе этакий варварский хыр-быр-мыр, тогда как на поверку язык оказался довольно мягким и порою даже смахивающим на итальянский. И только однажды мы слышали что то похожее на то что видели в разговорнике- когда двое детей на улице что то злобно орали друг дружке, видимо кроя албанскими матюгами.

VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 10.0/10 (1 vote cast)
VN:F [1.9.22_1171]
Rating: +1 (from 1 vote)
Заметки об Албании, 10.0 out of 10 based on 1 rating

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>